Яндекс.Метрика

И мужчины бывают русалками

И мужчины бывают русалками

До конца Собиновского фестиваля остаются считанные дни. Впереди самое интересное – то, ради чего, собственно, и придуман фестиваль – Конкурс конкурсов вокалистов. На этот раз вместо 12 в нем участвуют 11 лауреатов международных творческих состязаний. Молодой человек, занявший первое место в одном из престижных музыкальных конкурсов, в последний момент снял свою кандидатуру из списка конкурсантов.

Саратовские меломаны в предвкушении Гала-концертов молодых дарований. Ну а пока – впечатления об увиденном и услышанном в последние дни.

«Русалка» Даргомыжского, увы, не оправдала ожиданий. Главным образом из-за исполнительницы заглавной партии москвички Марии Ковалевской. Для певицы, выступающей в мощнейшей опере Даргомыжского, требующей и незаурядного свободного, яркого сопрано, и драматической игры, и, наконец, фактурности, Ковалевская оказалась поразительно бледно оснащена. Вокальные данные столичной примы обескуражили. Голос не возносился над оркестром, а тонул, захлебывался в нем. В десятом ряду Ковалевскую еще можно было слышать, театралам же с 15-20-го рядов оставалось только посочувствовать. Особенно убийственно певица воспринималась на фоне двух своих партнеров – солистов Большого театра России Михаила Гужова (бас) и Анатолия Зайченко (тенор). И Мельник, и Князь обладали роскошными голосами.

Саратовский зритель аплодисментами расставил все точки над i. Зайченко и Гужову достались нескончаемые овации, Ковалевской похлопали вежливо (работала все-таки) и сдержанно.

На следующий день после «Русалки» театр принимал Елену Камбурову. Камбурова, составившая свою программу преимущественно из произведений Булата Окуджавы, не забыла и про Александра Вертинского, Владимира Дашкевича, Юлия Кима. Голос Камбуровой может быть величественно низким (одна из песен Жака Бреля, исполненная Камбуровой, вызвала в памяти Эдит Пиаф) и тоненьким, нежнейшим, почти шепчущим. Под стать песням менялась и внешность исполнительницы – музыка служила ей гримом, и она старела и молодела, превращалась то в дурнушку, то в красавицу прямо на сцене. Аккомпанировали Камбуровой два замечательных музыканта: заслуженный артист России Олег Синкин (рояль, клавишные) и Вячеслав Голиков (гитара, скрипка). Под закат вечера они не только аккомпанировали, но и подпевали актрисе. В зале наблюдался не просто аншлаг, а переаншлаг. Даже на четвертом ярусе было, что называется, негде яблоку упасть.

Шедевр Верди «Травиата» тоже имел если не аншлаг, то изрядно заполненный зал. Еще бы! За дирижерский пульт встала дама – оперный и симфонический дирижер, профессор, руководитель факультета дирижирования Центральной консерватории, главный дирижер Сяменьского филармонического оркестра. Госпожа Сяолинь дирижировала лирично, я бы даже сказала, нежно. Ее плавные, чуть замедленные движения резко контрастировали с кочневской экспрессивной манерой управления оркестром. Лично меня заинтересовало, как воспринял такой стиль оркестр, комфортно ли было нашим музыкантам под дамским управлением. «Дирижировала Дзень Сяолинь чисто и точно, – сказали мне оркестранты, – работать с ней было приятно и интригующе».

Зал выражал особый интерес к дирижеру, и гостья из Китая дважды подняла оркестр, разделяя с музыкантами аплодисменты.

Теперь об исполнителях заглавных партий. Солистка Ереванского академического театра оперы и балета Арцвик Демурчян в роли Виолетты была хороша. Вокальные данные этой певицы, лауреата второй премии Конкурса конкурсов XVI Собиновского фестиваля, уже неоднократно гастролировавшей за рубежом, замечательны. Голос пел и о любви, и о страдании убедительно и сильно. Но в плане актерского темперамента Арцвик показалась мне чуть-чуть холодноватой, несколько отстраненной. Зато и пламя актерского темперамента, и роскошный голос продемонстрировал солист саратовской оперы Александр Багмат, спевший в «Травиате» партию Жоржа Жермона, отца Альфреда. Багмат удостоен, кстати, на днях звания за-служенного артиста России. Наши поздравления, Александр! Вам к лицу и к голосу эта награда.

А вот исполнитель партии Альфреда народный артист Башкортостана Владимир Белов оказался для «Травиаты» примерно тем же, кем стала для «Русалки» Мария Ковалевская. Тривиальный, лишенный блеска и изюминки голос в комплекте с отнюдь не альфредовской внешностью не мог вызвать особой радости. Обескураживало, почему наряду с очень хорошими исполнителями на Собиновский попали более чем средние. Фестиваль ведь призван не только открывать новые имена, не только баловать и радовать зрителей выступлениями мастеров, которые в другие месяцы мы можем просто не увидеть в своем городе, это еще и универсальный мастер-класс для самих саратовских оперных артистов. «Реквием» Дворжака, прозвучавший в негласной номинации редко исполняемого произведения, безусловно, был таким мастер-классом и для певцов, и для музыкантов. «Русалка» и «Травиата» хотя и продемонстрировали таланты, но в сочетании с такой безликостью, что удачей Собиновского эти спектакли, увы, не назовешь.


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 20 (82), 28 мая – 3 июня 2004 г.


Автор статьи:  Светлана МИКУЛИНА
Рубрика:  Афиша

Возврат к списку


Материалы по теме: