Яндекс.Метрика

Бюджет застоя?

Бюджет застоя?

На этой неделе депутаты Саратовской областной Думы приняли проект бюджета области к рассмотрению. Идеальных бюджетов, как известно, не бывает, однако надежды на его положительные изменения – постоянны, как сам календарь. Параметры бюджета-2004 специально для «Новых времен» комментирует доктор экономических наук Олег КРАСИЛЬНИКОВ.

– Как Вы оцениваете проект бюджета 2004 года?

– На первый взгляд бюджет 2004 года выглядит весьма привлекательно. Доходы увеличатся на 27%. Правда, профицит несколько сократится: с 3% в 2003 г. до 2,2% в 2004 г. Однако по сравнению с текущим годом данный профицит реальный, полученный не за счет новых заимствований, а за счет доходов. Кроме того в бюджете заложено погашение обязательств области в сумме 220 млн руб. Хотя несколько смущает то, что государственный долг при этом не сокращается и составляет, как и в текущем году, 1800 млн руб. При этом государственные гарантии третьим лицам выросли в полтора раза – до 1500 млн руб.

– А какие изменения произошли в структуре доходов бюджета?

– Достаточно существенные. Так, доля налоговых доходов бюджета увеличится почти на 20% по сравнению с текущим годом. Предполагается рост собираемости налогов. Отдельные налоги в структуре доходов бюджета увеличатся: налог на прибыль на 7%, на доходы физических лиц на 6,9%, акцизов – на 2,5%. Отрадно, что налог на игорный бизнес увеличится более чем в 11 раз. Напомню, что при анализе бюджета текущего года я указывал на неоправданно заниженные цифры по данному налогу (см. «НВ» №4 (19), 31.01 – 06.02.2003г.). Огорчает, что более чем в два раза сократятся неналоговые доходы в структуре бюджета – с 2,5 до 1%. Отчасти это сокращение произойдет из-за снижения объема дотаций из федерального бюджета, отчасти – из-за сокращения доходов от сдачи в аренду областного имущества и арендной платы за землю.

– Что вы можете сказать по поводу бюджетных расходов?

– Здесь также предполагаются положительные подвижки. Несмотря на то, что расходы на содержание аппарата исполнительной власти увеличатся почти на 196 млн руб., в целом их доля в структуре бюджета останется на прежнем уровне – 6,9%. Расходы на содержание губернатора также не изменятся и составят 855,5 тыс. руб. в год. Несколько сократятся расходы по статьям «Промышленность, энергетика и строительство», «Сельское хозяйство и рыболовство». Причем последнее можно оценить как положительный фактор. Пора уже нашим сельхозпроизводителям зарабатывать самостоятельно, а не надеяться на поддержку государства. А вот снижение расходов на жилищно-коммунальное хозяйство на 94 млн руб. никак нельзя оценить положительно. Зато в новом бюджете предусмотрен рост расходов на образование (на 50%), здравоохранение (на 32%), культуру (на 34%) и социальную политику (на 34%). Очень хорошо, что разработчики бюджета прислушались к тому, что мы говорили в прежнем нашем материале о бюджете 2003 г.

Что же касается ведомственной структуры распределения доходов бюджета, то лидеры и аутсайдеры по уровню прироста/снижения бюджетного финансирования представлены в приведенной ниже таблице.

Почти десятикратное увеличение объема финансирования министерства финансов области объясняется тем, что в данную статью записаны такие статьи, как «ЖКХ» и «Финансовая помощь бюджетам других уровней». Снижение же финансирования министерства сельского хозяйства и продовольствия на фоне провозглашенного губернатором тезиса о том, что Саратовская область является аграрно-индустриальной (ударение – на первом слове), мне не совсем понятно. Таким же непонятным, учитывая состояние дорог в области, является урезание финансирования министерства транспорта и дорожного строительства.

– А какие районы Саратовской области являются донорами и какие, наоборот, дотируются из областного бюджета?

– По-прежнему основными донорами бюджета являются г.Саратов, Саратовский, Советский, Татищевский районы и Балаковское муниципальное образование. При этом если в предыдущие годы объем отчислений, скажем, по налогу на доходы физических лиц г.Саратова снижался, то в бюджете 2004 г. предусмотрено увеличение по данной статье с 32 до 50,3%, по Балаковскому МО с 50 до 89,2%. Самое интересное, что из числа районов-доноров выбыл Балтайский. Дополнительная нагрузка легла на Ртищевский район и Энгельсское муниципальное образование.

Что же касается дотаций, то картина здесь следующая. Наибольший прирост по объему дотаций из областного бюджета придется на Перелюбский и Воскресенский районы. Напомню, что Перелюбский район был в 2001 г. регионом-донором. Наибольшее снижение зафиксировано по Аткарскому муниципальному образованию (на 85,3%) и Краснопартизанскому району (на 76,3%). Балтайский же район попал сразу из доноров в дотационные регионы. Кроме того предусмотрены дотации и для Ртищевского района, так что непонятно – то ли он должник, то ли кредитор.

Немного хочу сказать и о финансировании районов области из средств фонда дорожного хозяйства области. Ниже представлена таблица десяти наиболее финансируемых районов.

Картина здесь не изменилась по сравнению с 2003 г. Те же самые районы на том же месте. Непонятно, то ли там самые плохие дороги, то ли их никто не ремонтировал и в текущем году.

– Что вы можете сказать о проекте бюджета в целом?

– Это вопрос скорее философский, чем экономический.

Десять наиболее финансируемых районов из средств дорожного фонда

Положительные сдвиги налицо, и я их перечислил. Кстати, то же самое можно сказать и о проекте федерального бюджета на 2004 год. Однако сдвиги эти явно не достаточны, чтобы изменить ситуацию в области и стране коренным образом. Чтобы удвоить ВВП, победить бедность, провести военную реформу, наконец.

В целом, как это ни странно звучит, я оцениваю бюджет 2004 года как «бюджет застоя». Не секрет, что в постиндустриальном обществе основное место будут занимать образование и наука. В бюджете развитых стран данные статьи имеют долю, доходящую до 15%. В новом областном бюджете это всего лишь 4,4%. В федеральном и того меньше. Оценка по остальным параметрам предполагает некоторое улучшение ситуации, а по существу – это консервация сегодняшних реалий, которая не может быть иначе оценена, как застой.


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 39 (54), 24-30 октября 2003 г.


Рубрика:  Экономика/Бизнес

Возврат к списку


Материалы по теме: